[Арт-проект “5 комнат”] Оксана Кузина: “Возможно культурный код – “Витебск ‑ город авангардных решений”

Комната 5-я – закрытая.

Завершает цикл публикаций, объединенных общим названием Арт-проект «Пять комнат» статья автора проекта, культуролога Оксаны Кузиной. Напомним, что это пять текстов из пяти вопросов, охватывающих пять составляющих художественного процесса и функционирования арт-рынка: художник, художественный метод, критик, галерист, зритель. Целью проекта было услышать мнение различных персонажей, играющих свои роли в пространстве арт-рынка Витебска. Мнения участников серии  важно для понимания темы: “Художник и города”, “Художник и арт-среда”.

Оксана Кузина

Мы родились в век мертвых героев и устаревших ценностей

Провинциальный Витебск волей судеб вошёл во все каталоги по современному искусству XX века благодаря двум именам, оказавшимся в одной географической и временной точке: Марк Шагал и Казимир Малевич. Именно усилиями этих персоналий в искусствоведческий язык вошло словосочетание «витебская художественная школа», которая является культурным кодом Витебска. Попробуем проанализировать потенциал Витебска как инфраструктуры для «креативного города» на примере локального культурного кода – «витебская художественная школа».

Культурный код «витебская художественная школа» опирается на наследие так называемого «витебского ренессанса»: годы в начале ХХ века, когда в городе жили и работали Шагал и Малевич. Два направления обозначенные ими в искусстве «творчески переосмыслялись витебскими  художниками» последние сто лет.

Условно можно креативную инфраструктуру города разделить на два направления. К первому относятся художники, которые позиционируют себя как последователи беспредметной живописи, конструктивизма и конечно духовные приемники К. Малевича, по образованию, месту работы или окружению они ближе к дизайну и связанны с Витебским технологическим университетом. Выпускники художественно-графического факультета Витебского государственного университета им. П.М. Машерова вспоминают М. Шагала, как основателя «витебской художественной школы». Именно из созданной М. Шагалом школы вырастет Alma mater витебских художников – художественно-графический факультет университета им. П.М. Машерова, который стал итогом преобразований художественных учебных заведений. Музейные пространства условно разделили сферу влияния ГУ «Музей «Центр современного искусства» развивает идеи авангардизма, беспредметной живописи, осуществляет проекты, направленные на пропаганду инсталляций, перформансов и пр.  Витебский Художественный музей взял под своё крыло ушедших и живых классиков. Прежде всего, это коллекция работ Ю. Пэна. ГУ «Арт-центр Марка Шагала»  является хранителем наследия Шагала.

Мощный безусловный потенциал культурного кода «витебская художественная школа» при ближайшем рассмотрении и переосмыслении, пока не дает монетизации в секторе креативной экономики. Молодые художники мало связывают своё творчество с наследием «витебского ренессанса» и лишь представители  old school и чиновники от искусства, краеведы и искусствоведы для которых поддерживание традиции и мифа ‑ часть работы, продолжают нести знамя «витебской художественной школы» как бренда. Что до широких массы горожан, то они либо ничего не знают о традициях авангарда в «витебской художественной школе», либо знают что-то на уровне манифеста и лозунговой гордости за свой город. Локальная идентичность «витебская художественная школа» не закреплена в городском сознании. История брендирования города через героев, которые для большинства горожан на самом деле мало что значат, не даёт городу обрести коммерческий бренд, так необходимый для креативной экономики. Не развитая туристическая и коммерческая инфраструктура вокруг этих имен не дает необходимого развития в этом направлении.

Главный творец – это художник

Художник остается главным действующим лицом в структуре арт-рынка Витебска, но ему нужна помощь, так как соединять в себе талант творца и менеджера невозможно. В условиях нашей действительности нужно параллельно где-то работать, чтобы обеспечивать себя материалами и временем для творчества. Хотя есть и те, кто сочетает творческую искру, определенные знания в области искусства и умение запустить сложный механизм коммерческих отношений. Однако главная проблема витебского коммерческого пространства – работы витебских художников недостаточно представлены за пределами локального рынка. Все респонденты проекта сходятся во мнении, что городу не хватает единого сайта-галереи.

Сегодня фронтменом должен стать куратор

Витебскому арт-рынку в первую очередь нужен не критик: чтобы появился критик, должен сложиться арт-рынок, вернее его коммерческая составляющая. Для этого необходимы связи с другими странами, выход на разноплановых художников, должны проявиться люди, способные давать жизнь креативным проектам, не дотируемым государством. В Витебске есть все предпосылки: художники, выставочные площадки от государственных до коммерческих, кураторы, не хватает импресарио или арт-менеджера «негосударственного образца», способного привлечь спонсорские средства.

Для активизации интереса к искусству важная роль отводится куратору. Куратор – творческая единица, он разрабатывает креативную концепцию, может быть автором исследовательских и  критических текстов или художником – участником выставки, выступает экспозиционером: выстраивает логику показа. Его помощник – арт-менеджер или продюсер – занимается поиском финансов, договаривается со СМИ о публикации статьей, ищет рекламные площади, размещает гостей. В этом масштабном процессе галерея могла бы выполнять  функции арт-менеджера. Город художников нуждается в кураторах и арт-менеджерах.

Потенциал Витебск – дух свободы и креативное мышление

В городе есть потенциал, дух свободы, креативное мышление, профессиональные творцы, стремление к авангардным веяниям в искусстве; есть культурный код «витебская художественная школа», который нужно раскрутить за пределами локального рынка и «островного» типа витебской культуры. Для расцвета креативной экономики постсоветским городам нужны новые смыслы, которые наполнят их жизнью, вдохнут энергию в городские сообщества и запустят новые экономические и социальные моторы. В одном из комментариев к подпорке событий в Витебске, кто-то написал: «Ребята, а в какой стране находиться Витебск. Они там постоянно отжигают!». Возможно культурный код – «Витебск ‑ город авангардных решений» может стать основой развития креативной экономики и как следствие возникновение неформальных фестивалей, форумов, ярмарок, уличных спектаклей и концертов, уличной еды и творчества. Важно, что бы эти активности стали профессиональным бизнесом.

Кто сегодня полномочен или имеет возможности запустить изменения в сторону развития в городе креативной экономики. Городская администрация не может быть заказчиком на изменения. Бизнес озабочен собственной прибылью, не готов к корпоративной социальной ответственности, а закон о благотворительности не содействует оказанию помощи не коммерческим проектам.

Городу нужна перезагрузка

Изменения может инициировать только человек, горожанин, причем, прежде всего через свою деятельность. Одним из первых этапов развития «креативного города» может стать формирование сообщества городских экспертов, в которое кроме городской администрации, войдут яркие городские личности, культурологи, краеведы, городские активисты, менеджеры культурных проектов. После знакомства необходимо погрузить экспертов в технологию диалога: анализируя реальные городские пространства, проблемы, средства коммуникации. Выбрать конкретное место или конкретный культурный код города и запустить ускоренную его виртуальную эволюцию от проекта, деятельности, конфликтов, распределение ролей и рефлексии.

Для этого необходимо осмыслить историю города и его культурные коды, а после переосмыслить. Переосмыление культурного кода самая важная и сложная часть процесса. Что бы работа прошла качественно необходимо привлечь фасилитатора со стороны, иначе действие по перезагрузке будут не эффективными. Новые смыслы должны представлять вариант синтеза локальной и глобальной культуры, новые технологии коммуникации, четкую модель будущего пост-рыночного города.

Что бы развивался арт-рынок нужен запрос на культурные артефакты, а для этого необходимо создать маркетинговую программу, насыщенную культурными событиями. В идеале необходим ряд экономических инструментов: льготная арендная плата мастерских, выставочных пространств, городской интернет маркет объединяющий творческий кластер Витебска «Город ART», который будет раскручивать, и продавать бренд «витебская художественная школа»; обучить, помочь сформироваться молодым арт-менеджерам «негосударственного образца» и развитая инфраструктура, которую может создать креативный класс. Этот процесс необходимо осуществлять в тесной связи городской администрации, гражданского общества и бизнеса.

Культуролог Оксана Кузина

Фото из личного архива Оксаны Кузиной  и https://www.pexels.com/

Впервые опубликовано в газете «Твой Город» в 2014 г.


Другие статьи проекта:

[Арт-проект “5 комнат”] Николай Дундин: “Витебские художники – немного бунтари”

[Арт-проект “5 комнат”] Алексей Евсеев: “Витебские художники взяли грязь от Кандинского и эскизность от Шагала

[Арт-проект “5 комнат”] Олег Захаревич: “Витебская художественная школа – это оппозиция минской академической школе”

[Арт-проект “5 комнат”] Дмитрий Горолевич: “Из-за Шагала не видно других художников Витебска”

 



Добавить комментарий