Биофильный дизайн в постпандемии-2020: как грамотно заменить искусственное на природное в городской среде и зачем это нужно

Мы все отлично осознаем, что окружающая среда на нас влияет. Горожанин большую часть своей жизни проводит в городе. Хорошо, если у него есть возможность гулять по историческому центру или в парке. Но чаще то, что видит в своей повседневной жизни человек, далеко от картинки, способствующей равновесию — начиная от вида из окна и заканчивая дорогой на общественный транспорт сквозь джунгли микрорайона с унылой типовой архитектурой.

Культуролог Оксана Кузина. Фото prastora.info

«Нет ничего хорошего в этой «наруже»

В результате пандемии люди оказались в условиях самоизоляции: их визуальный мир сузился до вида из окна, а пространство жизни до улицы, по которой они шли в аптеку или магазин.

Многие, как мультяшный герой Масяня, в эпизоде «Период самоизоляции» осознали, что «нет ничего хорошего в этой «наруже», скорее одни неприятности:

  • в квартале нет знаковых мест;
  • отсутствие зеленой зоны для прогулок;
  • пространство организованно неэстетично и нерационально.

В фокусе недовольства оказалась насыщенность городской среды, которая влияла на настроение горожан и, как следствие, на качество жизни.

Фото pixabay.com

Большинство погрузилось в цифровую реальность: от обучения — до виртуальных экскурсий. Но этот тестовый онлайн-режим показал: жизнь в сети — не выход для полноценной эмоциональной жизни и ментального здоровья.

Точка бифуркации пройдена, мы эмоционально осознали: природа приносит нам радость и отдохновение, спасает от визуальной скуки, отсутствия динамики и ритма. Природа динамична: все растет, адаптируется, меняется, движется.

Человеку, как части природы, нужна подобная динамика в пространствах, которые его окружают. Желание «сменить обстановку» или «перезагрузиться» — естественная  потребность.

На нее может ответить здоровое пространство, дизайн которого основан не только на интуиции, но и на современных исследованиях в области биологии, нейрофизиологии и нейроэстетики.

Фото pixabay.com

Смена дня и ночи, тепла и холода, жесткости и мягкости, длительной концентрации и мимолетного отвлечения, физической нагрузки и расслабления, уединения и общения, непредсказуемости и спокойствия — все это основы сбалансированного самоощущения человека, к которому должны побуждать подобные здоровые пространства.

Экология и биофильный дизайн

Экологичный подход и биофильный дизайн (биофилия — любовь ко всему живому — прим. ред.) способствуют включению в искусственную среду городского пространства природных материалов, форм, света и видов из окна для создания эмоциональных связей.

Можно сказать, формируется новая эстетика, которая четко разграничивает природное и искусственное. Дизайнеры учат потребителя получать удовольствие от приглушенных, некричащих красок природы и наслаждаться деликатной естественностью.

Вертикальный сад в Париже. Фото из открытых источников

Визуальные тренды – всегда лишь верхушка айсберга, за которой стоят глубинные процессы, то, что меняет мировоззрение человека. За любым трендом стоит запрос общества на развитие культуры, технологий, мировоззренческих установок.

Микроуровень биофилии

Это эстетика, новые представления о художественном оформлении пространства, где архитектура мыслится как ландшафт, а интерьер — как пейзаж. Визуальная культура будущего постепенно откажется от чистых, монотонных цветов, чуждых природе.

Возможно ли быстро и недорогими вложениями перезагрузить городское пространство так, чтобы повысить качество жизни через интеграцию с природой?

Этот уровень решается грамотной работой отдела архитектуры, например, утверждением цветовой палитры, которая будет использована при окрашивании дома, скамейки, остановочных пунктов, ограждений и прочих элементов.

Фото pixabay.com

Рекомендуется исключить синтетические цвета, четкие границы, кричащие контрасты.

Мезоуровень биофилии

Это сенсорный уровень: уровень форм и текстур. Это значит, что дизайнеры будут учить человека быть чутким, улавливать оттенки меняющего пространства. Появится запрос на «утончение культуры».

Благодаря своему многовековому фокусу на гармоничное сосуществование человека и природы таким примером может стать японская культура. Центр урбанистических проектов и инициатив «Прастора» работает над созданием проекта общественного японского сада «Икигай» в Витебске.

Фото prastora.info

Архитектура и ландшафт будут формироваться на стыке взаимодействия японской созерцательности и ощущения незавершенности, поскольку природа – это совершенство несовершенного. Синергия европейской прагматичности с эстетикой дзен — тренд будущих городских ландшафтов и архитекторы.

Макроуровень биофилии

Это глобальные векторы развития цивилизации, технологий и культуры, в основе которой лежат новая эмоциональность, поиск эффективной и устойчивой жизненной модели.

Пандемия дала человечеству понимание, что нам не уйти из города. Но в наших силах адаптировать город: хотя бы частично заменить искусственное на природное.

Культура любви к жизни

Тренд следующих годов — культура любви к жизни. Надо понимать, тема возврата к природе – не только реакция на экологический кризис и решение задач, связанных с выживанием биосферы.

Фото pixabay.com

Культура любви к жизни опирается на концепцию биофилии, которая описывает потребность человека в легком доступе к естественной природной среде: деревьям, зеленым пространствам, водоемам, животным. Отсутствие такого доступа снижает качество жизни и может привести к повышению рисков для здоровья.

Важно понимать, урбанистика касается изменений не только физической среды города, но и социальной, духовной.

Ядром формирования новой философии жизни, разработки новых концептов являются преимущественно Нидерланды и страны Скандинавии.

Это объясняется культурно-историческими причинами, сформировавшими особый тип мировосприятия в этих странах, в основу которого заложено стремление «закрыть» разрыв между природным и спроектированным.

Культуролог Оксана Кузина



Добавить комментарий