[Проект «Перезагрузка»] Фестиваль уличного искусства Doma в Могилеве: развиваться и развивать можно и в своих городах

Разговор с Юрием Стукаловым для меня имел особое значение. Я давно знаю организацию Центр городских инициатив и их проекты в формате тактического урбанизма, но фестиваль уличного искусства вызывает во мне трепет и особую гордость за регионы.

Юрий Стукалов — руководитель Центра городских инициатив, общественный деятель.

Белорусы приняли муралы на улице Октябрьской в Минске и фестиваль Vulica.Brasil. Тому есть много фактов и факторов:

  • в столице больший потенциал реализации и раскрепощенность восприятия, возможности привлекать мощных спонсоров, чьи головные офисы находятся в Минске — от мобильных операторов до авиакомпаний;
  • международные участники и поддержка дипломатических служб, заинтересованность местного бизнеса в ревитализации (процесс переосмысления функций городской территории — прим. ред) улицы Октябрьской.

— Фестиваль муралов в Могилеве – это прорыв: во-первых, прошел в регионе, во-вторых, прошел не на одной улице, а имеет большой территориальный охват. Соорганизатором фестиваля выступил Могилевский горисполком, а сам праздник проходил в Дни города. Этот факт позволил обойти бюрократические препоны, и все необходимые разрешения были получены?

— Мы тоже горды и своими делами, и тем, как это воспринимает наш город. В Могилеве благодаря нашим усилиям стрит-арт развивается последние 6 лет, каждый год мы стараемся создавать новые арт-объекты. Идея проведения фестиваля существовала давно, мы к этому шли и готовились весь последний год.

Фестиваль мы провели с участием множества партнеров как государственных, так и негосударственных предприятий и учреждений. Могилевский горисполком поддержал эту инициативу, как, к слову, и многие другие.

Мы последовательно много лет работаем в направлении преображения города по инициативе его жителей.

Было задействовано много служб и организаций в подготовке к его проведению. При этом имело место полное взаимопонимание. Также мы хотели приурочить фестиваль ко Дню города, чтобы как можно больше гостей и жителей увидели работы участников. Мероприятие мы проводили в рамках программы поддержки наших инициатив «Далучайся».

— Проект «Перезагразка» имеет прикладной характер. Мы стремимся рассказать о внутренней кухне организации мероприятии, чтобы инициативы в других городах могли повторить успешный опыт. Поэтому разделим интервью на две части: менеджмент и креатив. Вначале о менеджменте. Как возникла и развивалась идея? В чем социальная значимость мероприятия для города?

— Начиналось все в далеком 2013 году, когда Игорь Никитин из РОМО «Гражданский форум» пришел на ярмарку проектов от компании «Будзьма беларусами» и представил проект «Полотно истории в стиле граффити». Его реализовал витебский художник Максим Самосевич. Позже, в октябре 2013 года, мы объединились вокруг Центра городских инициатив и с тех пор развиваем уличное искусство у нас в городе.

Идея фестиваля появилась давно, но в прошлом году мы твердо решили, что летом 2020 года она все же воплотится в жизнь. Так и вышло. Сомнений в том, что фестиваль необходим и понравится гостям и участникам, у нас не было, так как мы уже в 2018 году проводили подобное мероприятие под названием Praekt14, и оно «выстрелило» в нашем городе.

Окончательная концепция родилась в апреле 2020 года, после того как мы получили результаты исследования проблем молодежи Могилевской области, которое проводилось под руководством профессора Юрия Бубнова.

Нас зацепил высокий процент эмигрантских настроений среди молодежи: многие хотят уехать и из своих городов, и из страны. Именно на этом мы решили сделать акцент и попытаться показать молодым людям, что развиваться и развивать можно и в своих городах.

Собственно так и родилась концепция фестиваля Doma. Мы сделали акцент на локальных смыслах, с которыми у каждого ассоциируется дом. В этом году в связи с коронавирусом тема приобрела еще большую актуальность.

— Кто в команде организаторов фестиваля Doma и как распределили обязанности?

Команда фестиваля собралась из числа активистов Центра городских инициативи художников-участников прошлых проектов. В команде в основном молодежь, но есть и представители поколения постраше. Например, Кирилл Дорошенко. Команда была очень крутая и сработала на все 100%.

Фестиваль проходил в рамках программы развития молодежи «Далучайся!», которая поддерживается некоммерческой организацией PACT и USAID.

Также мы привлекли коммерческих партнеров, с которыми работаем в направлении стрит-арт много лет, например лакокрасочную кампанию Caparol. Кроме них нас поддержал представитель бытовой техники Aresa.

Площадки мы выбирали в центре города, искали интересные локации, которые можно оживить. Горожане предлагали свои варианты. Эскизы согласовали в администрации и с командой нашего проекта.

— Как шла подготовка: делали ли грунтовку, зачистку поверхностей? Помогала ли администрация: людьми, техникой, материалами? Сколько часов в среднем ушло на изготовление одного мурала?

— Подготовительную работу вели волонтеры и художники проекта. Администрация помогала частично материалами, частично оплатой аренды вышки и решением других организационных вопросов. Проект действительно объединил и жителей, и активистов, и бизнес, и местную власть. Время на реализацию одного мурала разное, кто-то справился за неделю, кто-то за 40 часов, кто-то за 80 часов.

— Теперь о творческом аспекте. Как создавали эскизы своих работ? Чем вдохновлялись? Есть ли общая сквозная тема? Есть ли связь с местом или временем?

— Идеи работ у художников были абсолютно разные, мы не задавали четких рамок, кроме главного концепта фестиваля. Также мы предлагали локации, и художники адаптировали эскизы, думали, как они впишутся в пространство. Расход краски помогали рассчитывать технологи компании Caparol, на все ушло около недели.

— Как приняли муралы горожане? Какие новые смыслы и интерпретации появились?

— Работы воспринимались неоднозначно, как и любое искусство, но могу с уверенностью сказать, что на 90% положительно: они все интересные, яркие, разных стилей.

Самое важное, что мы не ущемляли художников и давали им свободу творчества, поэтому каждая работа наполнена жизнью.

Работали 16 художников из Могилева, Витебска и Минска. Два больших мурала рисовали Евгений Сосюра и Антон Юревич. Кто-то своими работами рассказывал о будущем, кто-то вспоминал прошлое, кто-то транслировал любовь.

— Поехали бы в другой город рисовать, если бы пригласили?

— Думаю да, например, мы уже помогаем Горкам: в этом году у них появились «Стихи на стенах», в прошлом — «Лестница-вышиванка» по аналогу с нашей. Мы хотим, чтобы наши города становились ярче, молодежь активней проявляла инициативу и реализовывалась.

— Дай совет другим художникам, каких тем избегать и почему? А что, напротив, зритель принимает с благодарностью и пониманием?

— Не избегайте ничего, просто творите и творите, за это вас и любят, творчество должно быть свободным.

Беседовала культуролог Оксана Кузина

Фото из архива Центра городских инициатив



Добавить комментарий